Казань, в истории которой с незапамятных времен
сливались и сплетались воедино влияния, веяния и сокровенные
тайны цивилизаций Востока и Запада. Стоящая, как и вечный Рим,
на семи холмах, Казань - столица древнего народа и древней
страны. Расположенная ныне волей судеб чуть ли не в самом
сердце современной России, лежащая всего лишь в восьмистах
километрах к востоку от Москвы, Казань является столицей
совершенно самобытного народа и многонациональной республики,
существующей и сегодня между Волгой и Уралом. У этого народа -
собственный язык, своя культура, собственные вековые традиции
и праздники, своя вера, но прошлое и настоящее его самым
драматическим и порой роковым образом переплетается с историей
и будущностью России. Этот народ - казанские татары, страна
эта - Татарстан.
Всякая история полна превратностей, миражей и
предубеждений, но мало на свете народов, на чью долю выпало бы
столько исторических недоразумений и летописных миражей,
сколько выпало их на долю казанских татар. Имя "тата", "татар"
пришло на заре средневековья из далекого Китая, где этим
именем называлось одно из монгольских племен. Верно или нет,
что эти "тата" находились в наводившем ужас авангарде
победоносных туменов великого завоевателя Чингисхана, но-
после завоевания мусульманского мира - "татарами" стали
называться все покоренные и слившиеся в государство Золотой
Орды тюркоязычные племена к востоку от Руси, которая после
своего поражения от этих племен Великой Степи тоже стала
называться в западных летописях "Татарией". Однако правда
истории в том, что народ, носящий теперь имя "казанские
татары", жил на своей земле в междуречье Волги и Камы гораздо
раньше нашествия Чингисхана и вовсе не является
народом-пришельцем. Русский историк Н. И. Воробьев писал:
"Название татар (официальное со стороны русских название
населения Золотой Орды) по отношению населения
Волжско-Камского края начинает применяться русскими лишь с
того момента, когда после организации Казанского ханства и
блестящих побед этого ханства над русскими казанские татары
заслонили собой настоящих татар Золотой Орды, и все прежние
отношения, которые были выработаны русскими по отношению к
Золотой Орде, были перенесены на Казанское ханство и его
население. Живущие там финские племена называют их не
татарами, а по-прежнему "болгарами". Татары же себя никогда не
называли этим именем, а наоборот, казанские татары это
название считали обидной кличкой." Сами казанские татары
всегда берегли в памяти свое истинное историческое
самоназвание - "волжские булгары".
Откуда же болгары-булгары на Волге? Еще в 550 году
нашей эры готский историк Иордан писал о тюркских племенах
болгар, живших в Северном Причерноморье. Сильное государство
причерно-морских болгар устояло в войнах с Византией, но пало
под напором хазар, и от потомков этих пустившихся в странствие
по Европе племен произошли народы дунайских болгар, волжских
серебряных булгар, а также кавказские племена балкарцев,
кумыков и карачаевцев. Основатели современной Болгарии,
сегодняшнего Татарстана и соседней с ним Чувашии были в V-VII
веках одним и тем же народом, и если дунайские болгары, приняв
христианство, вскоре утратили свое тюркское своеобразие,
сохранив тем не менее древнее имя своей страны, то казанские
татары, напротив, сохранили все, кроме имени. Таковы парадоксы
истории.
О государстве волжских серебряных булгар,
сложившемся в VII-IX веках, знали многие средневековые
историки. Даже великий английский историк и мыслитель Роджер
Бэкон в своем Великом Сочинении, 0ри¬ Ма¬пит, написанном во
второй половине XIII века, писал: "Далее, за Этилией,
куманское княжество граничит на севере прежде всего с Великой
Булгарией, откуда происходят булгары, живущие между
Константинополем, Венгрией и Склавонией. Ведь та, что
расположена в Европе, - Малая Булгария, и там говорят на языке
булгар, живущих в Великой Булгарии, которая находится в
Азии..."
Великая Булгария раннего средневековья, наследниками
которой стали в ходе истории Казанское ханство и современный
Татарстан, была могучим и развитым государством, торговавшим
со всем известным тогда миром: булгарские кожаные изделия и
меха поступали не только в страны Востока, но и в Литву,
Польшу, Италию, Фландрию... Говоря о просвещенной цивилизации
волжских булгар и называя их "торговым и промышленным
народом", русский историк С. М. Соловьев писал: "Издавна,
когда еще русский славянин не начинал строить на Оке церквей
христианских, не занимал еще этих мест во имя европейской
гражданственности, болгарин слушал уже Коран на берегах Волги
и Камы"...
Волжские булгары еще с Х века чеканили свою
серебряную монету с арабскими надписями, что ясно говорит об
уровне развития торговли, в том числе и внешней. Первыми в
Европе предки казанских татар начали плавить
высококачественный чугун. В булгарских городах в междуречье
Волги и Камы развивались черная металлургия, гончарное,
ювелирное, кожевенное дело. В Центральной Азии и Иране лучшая
кожа и кожаная обувь называются с тех пор булгарскими.
Булгарские строители с IX века воздвигали каменные и
деревянные мечети, школы, дворцы, караван-сараи, здания
гражданского назначения с центральным отоплением и
водопроводной сетью. К Х веку на территории нынешнего
Татарстана возникли крупные города ренес-сансного типа. По
размерам площадь второго по величине города Волжской Булгарии,
Биляра, достигала 530 га. Киев в те времена занимал 150,
Владимир - 160, Париж - 439 га... В 922 году Волжская
Булгария, после прямых дипломатических переговоров с Багдадом,
приняла Ислам, и существовавшая в народе древнетюркская
руническая письменность сменилась арабской письменностью.
Развивались науки, философия, литература. Первое крупное
письменное произведение булгарской литературы, огромная поэма
Кул Гали "Кыйссаи-Юсуф" датируется 1212 годом, и написан этот
шедевр на языке, чрезвычайно близком к современному
литературному языку казанских татар.
Поразительная вещь - магия Истории! Ее волшебством
Казань превращалась из маленького приграничного булгарского
городка в мощную цитадель ханства и славную на весь мир
торговую столицу на Волге, ее колдовство низвергало Казань,
обращая ее в бесправную пленницу, ее чары возвышали ее вновь,
но в образе столицы огромной губернии...Новый крутой крен
истории, - и Казань в 1922 году становится столицей автономной
республики и проходит весь тернистый путь советского времени.
И вот - новый статус Казани - или это магическое возвращение
древнего, святого, прекрасного и поразительно многоликого
образа? Пришло иное время, пришли с ним и новые тревоги, и
новые праздники, и главным из них стал День Республики, 30
августа. Именно в этот день в августе 1990 года Татарстан от
имени всех населяющих его народов принял Декларацию о
Национальном Суверенитете, и Казань стала столицей суверенной
президентской республики.
-
"Казань. Зачарованная столица" (Flint
River Press Ltd, London, 1995).
|